Страничка педагога

ГБДОУ детский сад № 74

Калининского района Санкт-Петербурга

Страничка педагога

 

Автор статьи инструктор по физической культуре Голикова Ж.И.

 

Во что играли наши бабушки.

     Бежит время, сменяют друг друга обитатели детских площадок, но, кажется, у каждого нового поколения остаётся всё меньше коллективных игр – тех, что объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста. Давайте вспомним, как играли наши бабушки, у которых всего-то и было порой – тряпичный мячик да наскоро  срубленные чурбанчики. А игры были – одна другой интереснее. Ловишки, горелки, красочки – очень простые и весёлые.

Чтобы пригласить ребят поиграть, громко покричим «зазывалочку». Например такую:

Кто будет играть

      в интересную игру?

       А в какую – не скажу!

                                                             А потом не примем,

  за уши поднимем.

      Уши будут красные,

       до того прекрасные.

       Среди играющих в Красочки выбирается водящий – «монах» и ведущий – «продавец». Все остальные игроки загадывают втайне от «монаха» цвета, причём цвета не должны повторяться.

     Игра начинается с того, что водящий приходит в «магазин» и говорит: «Я, монах, в синих штанах, пришел к вам за Красочкой». Продавец:  «За какой?». Монах (называет любой цвет): «За голубой».

      Если такой краски нет, то продавец говорит: «Иди по голубой дорожке, найдешь голубые сапожки, поноси да принеси!» «Монах» начинает игру  с начала. Если названная краска есть, то игрок, загадавший этот цвет, пытается убежать от «монаха», а тот его догоняет. Если догнал, - «Красочкой» становится водящий, если нет, - игра начинается сначала.

     И, конечно же, всех ребят развеселит игра в 12 палочек – вариант известных пряток. Для неё нужна дощечка и 12 палочек. Дощечку кладут на плоский камень или небольшое бревнышко, чтобы получилось подобие качелей. Все играющие собираются около этих «качелей». На нижний конец кладут 12 палочек, а по верхнему один из игроков ударяет так, чтобы все палочки разлетелись. Пока ведущий будет собирать палочки, играющие должны успеть спрятаться. Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется на поиски. Если игрока обнаруживают, он выбывает из игры. Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться к «качелям» и вновь разбросать палочки. При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего. Водящий вновь собирает палочки, а все остальные опять прячутся. Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены, и при этом водящий сумел сохранить свои палочки. Первый найденный игрок становится водящим.

Все эти игры являются командными, поэтому можно устраивать соревнования между подъездами, домами и классами. Расскажите о них своим друзьям – и, может быть, скоро в них будет играть весь двор.

Автор статьи воспитатель Изотова О.А.

 

Речевое развитие детей.

Младший дошкольный возраст.

     Речь не предаётся по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего, родителей), то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

     Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произнесение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечёткой речью не уверены в себе, неохотно вступают со сверстниками и взрослыми.

     Обратите внимание: ребёнок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так – не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее – обратится за помощью к специалисту.

     Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парк, сквер, к пруду привлекайте малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых. Не уходите от ответов на вопросы ребёнка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша), научите его соблюдать, сравнивать предметы и явления.

     Советуем завести дома детскую библиотечку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

     Необходимо знакомить малышей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказываться, поговорить о героях сказки.

     Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью

Автор статьи старший воспитатель Живага О.П.

Возрастные нормы развития ребенка 6 лет

  Дорогие родители! Сравните эти примерные нормы с тем, что умеет ваш будущий первоклассник. Скорее всего, он знает и умеет гораздо больше, но может быть, на что-то все - таки стоит обратить внимание и «подтянуть» его перед школой.

 

Моторное развитие

1.   Движение становятся более ловкими, энергичными и точными

2.   С удовольствием прыгает с разбега в высоту и длину

3.   Размахивается при метании предмета

4.   Ловит мяч одной рукой

5.   Может ходить боком по скамейке

6.   Умеет прыгать на месте, чередуя ноги

7.   Свободно рисует карандашом, вырезает ножницами любые формы

Сенсорное развитие

1.   Тщательно исследует предметы зрительно и осязательно

2.   Определяет и называет геометрические формы (ромб, овал и пр.)

3.   Правильно называет оттенки цветов (голубой, розовый фиолетовый, серый)

Умственное развитие

1.   Считает до десяти, складывает единицы, имеет понятие о делении на равные части

2.   Последовательно называет дни недели, времена года

3.   может объединять предметы по общему признаку

4.   Может хорошо рассуждать, речь не косноязычная

Игровая деятельность

1.   Проявляет устойчивый интерес к игре

2.   Есть любимые игры и роли

3.   Сюжет игры отличается содержательностью и выразительностью

4.   В игре чаще отражает жизнь окружающих людей

Поведение

1.   Согласует свои действия с другими людьми

2.   Сознательно выполняет правила поведения, понимая их значения,

3.   Следит, чтобы правила поведения выполняли и другие дети

Навыки

1.   Самостоятельно умывается, одевается, пользуется столовыми приборами

2.   Активно поддерживает установленный порядок и чистоту в доме и детском саду

 Возрастные нормы  развития ребенка 7 лет

  

Дорогие родители! Сравните эти примерные нормы с тем, что умеет ваш будущий первоклассник. Скорее всего, он знает и умеет гораздо больше, но может быть, на что-то все - таки стоит обратить внимание и «подтянуть» его перед школой.

 

Моторное развитие

1.   Может быстро перестраиваться во время движения (равняться в колонне, шеренге, круге)

2.   Может выполнять ритмичные движения в указанном темпе

3.   Может кататься на лыжах, коньках, самокате, велосипеде

4.   Учится плавать без поддержки, играть в бадминтон, теннис

5.   Хорошо умеет работать с разными материалами – бумагой, картоном, тканью

6.   Вдевает нитку в иголку, пришивает пуговицы, может пользоваться пилой и молотком

Сенсорное развитие

1.   правильно называет простые и сложные геометрические формы

2.   Правильно указывает основные различия геометрических форм

3.   При рисовании правильно использует не только цвета, но и их оттенки

Умственное развитие

1.   Владеет прямым и обратным счётом в пределах 10, решает простейшие задачи на сложение и вычитание

2.   Четко устанавливает причину и последствия событий, выделяет главное

3.   Владеет большим запасом слов, речь грамматически оформлена, знает буквы, читает

Игровая деятельность

1.   Создает планы игры, предпочитает групповые игры

2.   В процессе игры обобщает и анализирует свои действия

3.   Игра может продолжаться в течение нескольких дней

Поведение

1.   Переживает за свои и чужие поступки

2.   Способен критически анализировать черты характера и взаимоотношения людей

3.   Первым здоровается со взрослыми, благодарит, уступает место, бережно относится к вещам

Навыки

1. Выполняет индивидуальные поручения. У него формируются трудовые навыки: убирает комнату, ухаживает за цветами

Автор статьи воспитатель Канева В.И. 

Ребенок не любит делиться?

Вы замечали, что иногда наши детки не хотят делиться, будь то это родители, братья или сестры? Как можно это преодолеть? Давайте разберемся вместе.

Стоит солнечный весенний день, вы гуляете со своим малышом на детской площадке. Ваш милый, спокойный и ласковый сынок или дочка играет в песочнице. Помимо вас на площадке гуляют такие же довольные мамочки, их дети тоже играют в песочнице. И вот подходит к вашему малышу другой ребенок и берет его лопатку/ведерко. И в мгновение ока ваш милый и ласковый малыш превращается в истошно орущего и агрессивного ребенка. Катастрофа! Как быть?

Научить ребенка делиться можно!

Детские психологи говорят, что в возрасте 1-4 года дети ревностно относятся к своим вещам, так что в этом нет ничего плохого, это не значит, что он жадина. Малыш начинает осознавать себя  как личность, знакомится с понятиями своё и чужое. Все свои вещи ребенок ассоциирует с собой, а истерики и агрессия – это его защитная реакция. С возрастом он начнет понимать правила морали, принятые в обществе, он осознает, что делиться – это хорошо, правильно.

Родители, не делайте ошибок!

Конечно же, нам (родителям) становиться стыдно, и мы начинаем ругать ребенка, называем его жадиной. Мы даже можем отобрать игрушку и отдать другому ребенку. Но делать так не стоит, это только ухудшит ситуацию! Ребенок не понимает еще, что происходит и может подумать, что вы его не любите. Нужно вести себя в подобной ситуации по-другому, не «выливайте»  все свои эмоции на ребенка.

 Дайте понять, что делиться приятно 

Так что же делать в подобной ситуации, спросите вы? Попробуйте отвлечь чужого ребенка другой игрушкой, конфеткой или еще чем-нибудь. Покажите своему малышу, что вы делитесь с радостью. Не сразу, но со временем ваш малыш начнет вам подражать. Так же стоит объяснить малышу, что другой ребенок не отбирает его игрушку навсегда, он поиграет и отдаст. Объяснить это лучше попозже, когда ваш малыш успокоится и будет в хорошем настроении.

Помните, если ребёнок растёт в атмосфере любви и заботы друг о друге, если он чувствует, что его любят, он научится делиться и, став взрослым, будет это делать не потому, что так нужно, а искренне, с радостью и удовольствием! 

 

Автор статьи воспитатель Исрафилова М.Г.

Домашние занятия по развитию речи

   В период от 2 до 3 лет основной формой мышления является наглядно-действенная форма, поэтому занятия с ребенком должны проводиться в игровой форме, быть максимально насыщенными разнообразными игрушками, реальными предметами, картинками. Кроме того, развитие в этом возрасте изобразительной деятельности позволяет в ходе применять и такой прием, как совместное рисование, -взрослый вместе с ребенком продумывает сюжет картины, затем рисует наиболее сложные детали, предлагая ребенку дополнить рисунок (лучики солнышка, глазки зайчика и т.д.).

   Для малышей третьего года жизни также важен положительный эмоциональный настрой. Помните: от вашего состояния во многом зависит успешность работы с ребенком. Кроме того, в этом возрасте появляются элементы произвольного поведения, самосознания, чувства гордости и стыда, а значит, вы можете воздействовать на продуктивность работы ребенка, поощряя его словесно или призами за хорошую работу. Не следует ругать ребенка за нежелание заниматься или неправильное выполнение того или иного задания: у него может сложиться негативное отношение к занятиям в целом.

   Занятия, как и ранее, проводятся поэтапно, параллельно с развитием речи осуществляется развитие ряда других высших психических функций и процессов. Время одного занятия не должно превышать 15 минут, однако в день можно организовать два-три занятия, одно из которых целесообразно посвятить развитию моторики.

 

Автор статьи воспитатель Доронина В.В.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста 

Развитие творческих способностей дошкольника тесно связано с развитием его познавательных способностей. Такие процессы в дошкольном периоде ребенка интенсивно развиваются. Происходит это благодаря воздействию обучения и воспитания ребенка. Процессы развития творческих способностей, имеют важное значение  для сенсорного развития крохи.

Развитие творческих способностей

 Что подразумевается под словом «творчество»?   

Как и зачем развивать творческие способности?

Наш мозг разделен на два полушария: левое и правое. Левое полушарие контролирует правую часть тела (правую руку и ногу) и отвечает за логику и анализ. Таким образом, изучение языков, чтение, математика и любой другой процесс познания, происходящий с помощью анализа и основанный на логических принципах – это работа левого полушария. Правое полушарие контролирует левую часть тела и отвечает за творческие процессы, то есть процессы восприятия, познания и действия, не основывающиеся на логике. К таким процессам относятся любые творческие способности: рисование, ваяние, музыка, актерское мастерство, литература, а также воображение и интуиция.

   У большинства людей хорошо развито левое полушарие и недоразвито правое. Это связано с тем, что исторически было принято развивать правую руку, а в советской школе было обязательным письмо именно правой рукой, поэтому левшей переучивали. Основные процессы обучения также направлены на развитие левого полушария, и этот процесс происходит с раннего детства. Например, ребенок учится родному языку с рождения, но этот процесс задействует его левое полушарие, естественно, что к возрасту 3-х лет оно хорошо натренировано, и это происходит независимо от родителей или ребенка. А что мы делаем, чтобы развить правое полушарие? Правое полушарие не менее важно в жизни человека, и идеально иметь оба полушария одинаково хорошо развитыми. Это важно как раз для того, чтобы человек мог видеть неочевидное в очевидном и находить то, к чему его не приведет логическая цепочка рассуждений. Такие вещи называются «открытиями». Любое открытие – это работа правого полушария.

   Развитие творческих способностей дошкольника тесно связано с развитием его познавательных способностей. Такие процессы в дошкольном периоде ребенка интенсивно развиваются. Происходит это благодаря воздействию обучения и воспитания ребенка. Процессы развития творческих способностей, имеют важное значение  для сенсорного развития крохи.

           Сенсорное развитие и развитие творческих способностей

     Развитие способности к ощущениям, мировосприятию, получению наглядных представлений – все это и есть сенсорное развитие. Безусловно, оно является важной составляющей, без которой невозможно полноценное творческое развитие ребенка. По мере взросления у дошкольника порог ощущения становится ниже, улучшается зрение, цветоразличение, развивается специфический слух, появляется способность давать оценку веса предметов.    

     Ребенок учится оценивать предметы, выявлять наиболее яркие их характеристики. Он уже умеет оценивать предмет на основании общепринятых эталонов. Среди таких сенсорных эталонов, наиболее понятны дошкольнику простейшие геометрические формы и цвета. В процессе развития творческих способностей лучше всего формируются сенсорные эталоны, которые необходимы ребенку для овладения навыками создания наглядного представления и оценки предметов. Такие творческие занятия как лепка, рисование, создание поделок, конструктор лучше всего воздействуют на такое развитие.

    Воображение ребенка и развитие творческих способностей

Как правило, начало первого года дошкольного периода у ребенка считают временем начала развития воображения. Любовь к сказкам, рассказам – первый признак того, что у ребенка в голове уже появляются образы.

Воображение делят на репродуктивное и продуктивное, то есть на воссоздающее и творческое. И то и другое развивается под воздействием таких стимулирующих видов деятельности как лепка, рисование, игра, конструктор.

Большое значение для развития творческих способностей играет детское словотворчество. Когда дети придумывают сказки, считалки, дразнилки идет активная стимуляция творческого развития дошкольника.

Ребенок очень восприимчив к звуковой стороне языка. Слово, звукосочетание тут же рождает у него совершенно конкретный образ. Такая возрастающая произвольность воображения характерна для развития творческих способностей в этом возрасте.

Не забудьте сказать своему ребенку:


1. Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно! Совершенно! Отлично! Замечательно! Превосходно! Чудно! 

2.Ты делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это красиво! Ты делаешь это сегодня Значительно лучше. Хорошая работа! Еще много времени, и у тебя это получится. С каждым днем у тебя получается все лучше. Я знал (а), что ты можешь сделать это. Твоя работа принесла мне много радости. 

3.Это лучше всего! Еще лучше! Это лучше, чем всегда. Так держать! Ты это сможешь! 

4.Поздравляю! Мои поздравления! я очень горжусь тобой. Это уже успех! Это твоя победа. Сердечно рад (а) за тебя. 

5.Ты настоящий мастер. Я верю в тебя, у тебя будет всегда получаться не хуже, чем сейчас. 
Хорошо запомнил (а)! Ты сейчас на правильном пути. 

6.Молодец! Умница! Ты быстро учишься. Это то, что надо! Ты прав (а). 

7.Большое тебе спасибо. Ты хороший (ая)! Ты – чудо!

 

   Всегда отвечать на вопросы, которые задаёт ребёнок. Если не знаешь ответа, вместе с ребёнком обратись к книгам, справочникам.

   Задавать детям вопросы для активизации их мышления: как, зачем, почему.

   Переадресовывать вопросы, помогать наводящими вопросами,  организовывать самостоятельный поиск решения, чаще спрашивать ребёнка: « А как ты думаешь сам?».

   Формировать уверенность в себе с помощью различных форм доброжелательный взгляд, объятие, слова одобрения.

   Поощрять словами: «Раньше не мог, а сейчас поощрения: прикосновение, можешь.»

   Каждый ребенок имеет право на свой собственный вариант изображения, который предполагает его индивидуальность.


• Любой поиск изображения зависит от впечатлений, эмоций, направленности фантазии, интереса и творческой инициативы ребенка.
• Право выбора изобразительных средств: чем изображать и на чем – принадлежит ребенку.
• Учить детей применять каждый вид изображения отдельно и в комплексе.
• Стимулом побуждения творческих сил ребенка должна быть только позитивная оценка.
• Сравнивать работы ребенка можно только с его собственными вчерашними достижениями, но не с достижениями других детей.
• Каждый детский рисунок своеобразен и неповторим – сегодня он такой, а завтра другой.
• Формировать у дошкольников установку на то, что сегодняшний рисунок ребенка – это один из множества вариантов изображения.

 

Автор статьи воспитатель Исрафилова М.Г.

Действия взрослых при капризах детей

Причин капризничать и упрямствовать у детей раннего возраста   предостаточно.  Порекомендуем  родителям некоторые способы разрешения и предупреждения  ситуаций, ими вызываемых.

  • Принять как должное возрастной негативизм малыша; понять, что ребенок раннего возраста уже не младенец, привязанный к определенному месту и родительским рукам; признать его право на самостоятельность.
  • Поощрять позитивные проявления детской самостоятельности, целенаправленно создавать условия для них; положительной оценкой закреплять каждое, даже самое небольшое достижение ребенка ( невнимание взрослых к его самостоятельным свершениям также может вызывать капризы).
  • Строить деловое сотрудничество с ребенком, в ходе которого он сможет выполнять те или иные самостоятельные функции.
  • Избегать навязывания помощи,  предлагать и оказывать ее деликатно или в ответ на непосредственный запрос ребенка; дозировать собственное руководство деятельностью ребенка, рассматривать его сопротивление не как беспричинное упрямство, а как начало самостоятельного действия.
  • Запрещать только то, что несет угрозу для жизни и здоровья ребенка и окружающих, противоречит общепринятым нормам или выходит за рамки возможного; обязательно объяснить причины запретов.
  • Полностью исключить оскорбление достоинства ребенка, которое в любом критическом возрасте переживается особенно болезненно и нередко оборачивается еще большей неуправляемостью.
  • Попытаться разобраться, что же хочет сказать своими капризами ребенок; относиться к ним избирательно – в зависимости причин, которые вызывают их; реагировать не на капризы, а на их причины.
  • Не допускать превращения капризов в капризность; игнорировать попытки манипулирования собой; уважать себя- особенно в глазах ребенка: заменой раздражения и гневу должна стать хладнокровная демонстрация позиции.
  • Помнить, что и безграничное потакание, и постоянные ограничения ведут к одному и тому же - капризам и упрямству.
  • Вносить в привычные формы контакта с ребенком элементы новизны и неожиданности.
  • Не забывать, что ирония и самоирония –хорошие, хотя и явно недооцененные методы воспитания.

 

Автор статьи воспитатель Итунина Е.А.

Игра как средство нравственного воспитания дошкольника.

        Игра – не только вид деятельности дошкольника, но и средство для умственного и нравственного раз­вития и воспитания. Именно в игре со сверстниками или старшими детьми воспитанники обогащают друг друга новыми знаниями, учатся считаться с требова­ниями других ребят, развивают свою речь, обогащая словарь. Наиболее характерна для дошкольников сюжетно-ролевая игра. Главная задача воспитателя здесь – научить детей, подсказать им сюжет игры. Например, предлагая детям поиграть в профессии, воспитатель спрашивает ребят, кем работают их родители, а затем дает им возможность самим выбрать сюжет игры. Примеров сюжетно-ролевых игр можно привести много. Это игры в «Скорую помощь», в «Больницу», «Магазин», в «Школу», и т.д. Глав­ное в сюжетно-ролевой игре – ее коллективный характер. Именно в ходе сюжетно-ролевой игры дети учатся общаться, действовать в соответствии с определенной ролью, озвучивать эту роль, выражать свое мнение в ходе игры.

 Значение игры для ребенка дошкольного возраста

- Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения.

- Игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки. В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка.

- С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения.

- Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой живет и культуре мира.

- Игра помогает ребенку усвоить общественный опыт и превратить его в достояние личности. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками. Это значительно расширяет его умения общения.

- Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игро­вой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.

- В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры. Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры.

 

Автор статьи педагог дополнительного образования Забелина И.С.

Воспитание детей через приобщение к русской народной культуре.

В современных условиях наступления “массовой культуры” становится  довольно острой проблема сохранения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой личности.

Если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям , то все лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению. Чтобы дети знали и помнили, как жили их деды и прадеды.

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры,  самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки.

 Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка.

В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде. На Руси считались грехом нравственные преступления:  ложь, клевета, зависть, гнев, воровство, скупость,  и пр. Считалось, что у человека, не совершавшего при жизни добра, умирало не только тело, но и душа. Об этом можно судить по тому огромному количеству пословиц, поговорок, сказок, которые образуют своего рода кодекс народной мудрости и нравственности, служивший нашим предкам идеалом в жизни и труде. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, знакомясь с которым  дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказки, получают представление о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно – прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных красок. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Приобщение детей к семейно – бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения  должно начинаться в семье. Главный воспитатель ребенка – это семья.

Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенности в себе, своих силах.

Народная культура — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный.

 

Автор статьи воспитатель Жидеева Е.А.

Словесные игры с детьми 4–5 лет

Развитие речи у детей 4-5 лет имеет свои особенности. Обычно в этом возрасте мы слышим уже не младенческий лепет, а осознанную детскую речь. Запас слов ребёнка уже достаточно велик: он может строить правильные фразы, рассуждать на отвлечённые темы. Беседа с ребёнком 4-5 лет не ограничивается тем, что он видит вокруг себя. Его интересуют самые разные темы, на которые он стремится поговорить с взрослыми и сверстниками. Но бывает, что из-за недостаточного развития речи ребёнок не может донести до взрослого или до сверстника свою мысль.

Предлагаю словесные игры, в которые родители могут играть со своими детьми дома. Играя в них, вы будете способствовать не только речевому развитию вашего ребёнка, но и развитию его внимания, мышления и памяти.

Игра «Опиши предмет» (или «Какой предмет? »)

Правила игры: взрослый называет какое-нибудь слово-существительное, обозначающее предмет. Ребёнок подбирает и называет слова-прилагательные к этому предмету. Нужно подобрать не менее 5 прилагательных.

Например: мяч (круглый, красный, большой, гладкий, резиновый);  диван (новый, мягкий, коричневый, длинный, высокий).

Игра «Части - целое»

Правила игры: взрослый называет части какого-то предмета, ребёнок называет сам предмет.

Например: ножки, спинка, сиденье (стул).

Игра «Скажи наоборот»

Правила игры: взрослый называет слово (существительное, прилагательное, глагол, наречие), ребёнок подбирает и называет к заданному слову антоним.

Например: друг – враг, длинный – короткий, ложиться – вставать, высоко – низко.

Игра «Скажи ласково»

Правила игры: взрослый называет предмет, ребёнок должен назвать этот же предмет ласково.

Например: стул – стульчик, мяч – мячик, сумка – сумочка.

Игра «Отгадай профессию»

Правила игры: взрослый называет инструменты человека какой-либо профессии, ребёнок называет профессию.

Например: шприц, бинт, лекарство (врач).

Игра «Найди общее»

Правила игры: взрослый раскладывает ряд предметов и предлагает сгруппировать их по какому-то признаку, а затем пояснить свои действия.

Например: мяч, огурец, яблоко, кубик, лук, банан (мяч и кубик – игрушки, огурец и лук – овощи, яблоко и банан – фрукты)

Игра «Почему нельзя? »

Правила игры: взрослый задаёт ребёнку вопрос, ребёнок отвечает на него, обосновывая свою точку зрения.

Например: Почему нельзя бросать бумажки на улице? Почему нельзя играть со спичками? Почему нельзя рвать книги?

 

Автор статьи музыкальный руководитель Цепунова Н.Ф. 

Условия для музыкального развития ребенка в семье. 

 Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье 

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень. 

Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой. 

Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком . Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.

В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны. 

Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность). В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании (грамзапись, магнитофонная запись). 

Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные инструменты - игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слyxy. Иначе дети будут видеть В этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы. 

Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр - напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах. 

Музыкально — образовательной деятельностью в семье занимаются в основном дети, которые обучаются игре на музыкальном инструменте. Большинство же дошкольников получают музыкальные знания стихийно, без какой - либо системы. 

Таким образом, в семье дети получают реальное музыкальное воспитание. Если ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры. 

Педагог в своей работе должен учитывать специфику каждой семьи, ориентироваться на различные условия, в которых воспитываются дети, на их домашнее музыкальное окружение. 

Задачи музыкального воспитания детей в семье.

Используемый репертуар

Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:

· обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;

· развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, испольнительство, творчество, музыкально-образовательная, деятельность);

· способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения. 

Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чайковского) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А. Вивальди, И. С. Баха, В. А. Моцарта.

 

Автор статьи воспитатель Итунина Е.А.

  Родителям о правилах дорожного движения. 

Рост количества машин на улицах нашего города, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неуте­шительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементар­ных основ правил дорожного движения, безучастное отноше­ние взрослых к поведению детей на проезжей части. Пре­доставленные самим себе, дети, особенно младшего возрас­та, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее ско­рость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способ­ность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они без­мятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском вело­сипеде или затеять здесь веселую игру.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого ран­него возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой пове­дения, а их соблюдение - потребностью человека.

Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведе­ния на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развити­ем ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.

Дорога с ребенком из дома в детский сад и обратно - идеальный момент для формирования у него навыков безопасного поведения на улице. Перед ребенком всегда должен быть личный пример соб­людения родителями всех без исключения правил дорожного дви­жения.

Правила безопасного поведения на улице

  • На улице нужно быть очень внимательным, не играть на проезжей части.
  • Прежде чем переходить дорогу по пешеходному переходу «зебра», нужно сначала остановиться и посмотреть налево, затем посмотреть направо и еще раз налево. Если машин поблизости нет, можно перехо­дить дорогу.
  • Дойдя до середины дороги, нужно посмотреть направо. Если машин близко нет, то смело переходить дальше.
  • Переходить через дорогу нужно спокойно. Нельзя выскакивать на проезжую часть.
  • Даже если загорелся зеленый свет светофора, прежде чем ступить на дорогу, следует внимательно посмотреть по сторонам, убедиться, что все машины остановились.

Все эти понятия ребенок усвоит более прочно, если его знакомят с правилами дорожного движения систематически, ненавязчиво. Используйте для этого соответствующие ситуации на улице, во дворе, на дороге. Находясь с малышом на улице, полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами. Например, почему в данный момент нельзя перейти улицу, какие на этот случай существуют правила для пешеходов и автомобилей, укажите на нарушителей, отметив, что, нарушая правила, они рискуют попасть под транспорт.

Чтобы развить у ребенка зрительную память, закрепить зрительные впечатления, предложите малышу, возвращаясь с ним из детского сада, самому найти дорогу домой или, наоборот, «привести» вас утром в детский сад.

Полезно прочитать ребенку стихотворения:

«Про одного мальчика» С. Михалкова,

 «Мяч» С. Маршака,

«Для пешеходов» В. Тимофеева,

 «Азбука безопасности» О. Бедарева

 «Для чего нам нужен светофор» О. Тарутина,

полезно рассмотреть с ребенком набор красочных рисунков «Красный, желтый, зеленый», «Пешеходу-малышу». Купите ребенку игрушечные автомобили, автобусы, светофоры, фигурки постовых - регулировщиков и др. и организуйте игры по придуманному вами сюжету, отражающие любые ситуации на улице. Игра - хорошее средство обучения ребенка дорожной грамоте.

ПОМНИТЕ!!! Все взрослые являются примером для детей!

Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей. Переходите улицу в точном соответствии с правилами. Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах!

Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения

1.     Не спешите, переходите дорогу отмеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

2.     Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора, как бы при этом не торопились

3.     Переходите дорогу топью в местах, обозначенных дорожным знаком "пешеходный переход".

4.     Из транспортного средства выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть.

5.     Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге, показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.

6.     Не выходите с ребенком из-за кустов или машины, не осмотрев предварительно дорогу, это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.

7.     Не разрешайте детям играть вблизи дороги и на проезжей части.

Родители - активные помощники педагогов в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице, соблюдения ими правил безопасности. В младшем дошкольном возрасте ребенок должен усвоить:

  • без взрослых на дорогу выходить нельзя, идешь со взрослым за руку, не вырывайся, не сходи с тротуара;
  • ходить по улице следует спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара; Переходить дорогу можно только по входному тротуару на зеленый сигнал светофора, убедившись, что все автомобили остановились;
  • проезжая часть предназначена только для транспортных средств;
  • движение транспорта на дороге регулируется сигналами светофора и милиционером регулировщиком;
  • в общественном транспорте не высовываться из окна, не выставлять руки какие-либо предметы.

 

Автор статьи воспитатель Баринова Н.В.

Формирование пространственных представлений как основа школьной успеваемости

Зрительно-пространственные представления включают в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела. Они играют значительную роль во взаимодействии человека с окружающей средой и служат необходимым условием ориентировки в ней.

Как отмечал П.Ф.Лесгафт, каждая сознательная работа требует серьёзного понимания соотношений пространства и времени и умения справляться с ними. Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будут сказываться на формировании полноценной связной речи, а у школьников – на развитии навыка чтения и письма. Ведь для овладения письмом ребёнку необходимо научиться взаимно трансформировать пространственную последовательность – графических знаков и временную – звуковых комплексов. Таким образом, временной и пространственный аспекты восприятия и воспроизведения речи не могут быть разобщены.

Дети, у которых не сформированы пространственные представления, не используют предлогов, обозначающих пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных («над», «под»). Дошкольники затрудняются в дифференциации предлогов «к-у», «в-на» («к дому – у дома», «в столе – на столе»). Нередко они смешивают предлоги «перед – после – за». Например: «Шкаф стоит после стула» вместо «Шкаф стоит за стулом». Или «Лето бывает перед весной, а осень после зимы». Это значительно осложняет и обедняет все виды деятельности детей дошкольного возраста, а в школьном возрасте приводит к значительным трудностям в обучении. Например, дети, у которых недостаточно развиты зрительно-пространственные представления, долго не могут усвоить и довести до автоматизма стандартные требования к оформлению письменных работ (пропуск определённого количества строчек или клеточек, выделение красной строки, соблюдение полей письма в два-три столбика, равномерное заполнение листа текстом). Закономерные на ранних этапах обучения грамоте ошибки (зеркальное написание букв), в норме исчезающие по мере формирования навыка письма, оказывается у таких детей достаточно стойкими и приводят к дисграфии.

Развитие пространственных представлений в дошкольном возрасте подчиняется общим закономерностям онтогенеза человеческой психики, которое осуществляется путём усвоения, овладения специальным опытом, накопленным предшествующим поколением. В современной литературе широко отмечается значение пространственного восприятия и пространственной ориентировки, подчёркивается их теснейшая взаимосвязь с познавательной деятельностью человека (Б.Г.Ананьев, О.И.Галкина, А.М.Леушина, А.А.Люблинская, Т.А.Мусейибова и др.).

Педагог-исследователь О.И.Галкина в своих исследованиях отмечает, что формирование пространственных представлений требует, чтобы в педагогическом процессе были созданы условия:

O  накопление детьми разнообразного чувственного опыта пространственного различения на основе включения различных анализаторов в наблюдение и активную практическую деятельность детей;

O  приобретение словесных знаний, обеспечивающих отвлечение, обобщение и синтез пространственных признаков и отношений в единстве с практикой их различия;

O  умение пользоваться пространственными представлениями при решении мыслительных задач в процессе различных видов самостоятельных работ.

Соблюдение этих условий может привести к положительному результату и поможет ребёнку избежать огромных трудностей в школьном обучении.

Базой для развития пространственных представлений является формирование у ребёнка представлений о схеме собственного тела. Наличие хорошо сформированных представлений о собственном теле, его частях и движениях позволяет ребёнку воспринимать и воспроизводить движения другого человека по подражанию, по схеме, по словесной инструкции. Восприятие позы, т.е. расположение фигуры в пространстве,имеет большое значение при восприятии и осмыслении содержания картины.

Представления ребёнка о теле и о наиболее значимых для жизнеобеспечения частях тела: пальцах, ушах, лице и его частях, позволяют ребёнку понимать и воспринимать эмоциональное состояние другого человека, развивать психологическое сопереживание, что имеет важное значение для развития эмоциональной и коммуникативной культуры ребёнка.

Развитие пространственной ориентировки, включающей в себя оценку расстояний, формы, размера, величинных отношений, взаимных расположений объектов и их положения по отношению к ориентирующемуся, позволяют обогатить все виды деятельности, являющиеся ведущими для ребёнка в дошкольном возрасте: игровую (подвижные ,сюжетные, театрализованные игры), предметно-практическую (ИЗО, конструирование), трудовую (хозяйственно-бытовой труд, ручной труд, труд в природе), способствует их формированию в полном объёме.

Развитие пространственных представлений тесно связано с формированием понимания лексико-грамматических конструкций, сформированность которых, является важным показателем готовности ребёнка к обучению.

Понятие числа также имеет сложную психологическую структуру, связанную с пространственным восприятием множества предметов. Поэтому освоение счёта требует не только высших форм мыслительной деятельности анализа и синтеза, но и сформированных пространственных представлений.

Существенной характеристикой готовности ребёнка к школьному обучению является его умение ориентироваться в пространстве листа бумаги, как на свободной, так и на размеченной плоскости.

Таким образом, можно утверждать, что работа по формированию пространственных представлений у дошкольников способствует совершенствованию всех психических процессов: развитию различных видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), наглядно-образного и словесно-логического мышления, внимания, памяти, речи: формирует двигательную и эмоциональную культуру, развивает волевые и коммуникативные навыки, что в целом способствует более успешной социальной адаптации детей и создаёт предпосылки для успешного школьного обучения.

 

 Автор статьи воспитатель Изотова О.А.

 Памятка для родителей

«Хороший сон – залог здоровья вашего ребёнка» 

         Что вы делаете, когда в фотоаппарате садится батарейка? Вы её выбрасываете. Но если фотоаппарат работает от аккумулятора, вы его постоянно заряжаете. В нём накапливается энергия, и фотоаппарат снова готов к работе. Представьте себе, что наш организм– тоже своеобразный аккумулятор. Про человека, который много работает, всё успевает, не жалуется на усталость, говорят, что он очень энергичный. Значит мы тоже «работаем» благодаря энергии. Когда мы бодрствуем, энергия расходуется на движение, речь, эмоции, переваривание пищи и выведение шлаков. Все наши органы трудятся. Но к концу дня энергия ослабевает, её количество уменьшается, и мы чувствуем себя уставшими, слабыми, сонными. Значит, наш аккумулятор сел. Тогда мы ложимся спать. Во время сна мы заряжаемся энергией. Как это происходит?

 

         Состояние сна относится к нервной деятельности человека. Когда человек спит, он не общается с внешним миром. А значит, его нервная система не получает никаких сигналов и находится в покое. Замедляется работа мозга и всех внутренних органов. Кровь медленнее течёт по нашим сосудам, мышцы расслаблены, «спят» органы пищеварения. Наш организм потребляет во время сна намного меньше энергии, чем днём. Она накапливается, и утром мы встаем бодрыми и полными сил. Мы «подзарядились».

 

         Ну а если ты долго перед сном играешь в компьютерные игры, твоя нервная система наберёт много сильных впечатлений и не сможет расслабиться во время сна. Она будет продолжать «переваривать» увиденное тобой, и ты всю ночь будешь смотреть страшные сны. Конечно, утром ты будешь чувствовать себя разбитым и вялым.

         Лучшим отдыхом для нервной системы служит ночной сон, для детей не менее 10 часов.

         Обязательно проветривайте свою комнату, открывайте форточку перед сном. Сон при свежем воздухе полезен для здоровья.

         Перед сном не стоит сильно наедаться, смотреть по телевизору «ужастики» и засиживаться перед компьютером.         

       Посидите рядом, обнимите, спойте своему ребенку.  Подарите вашему ребенку и самим себе эти бесценные минуты перед сном – они окупятся вашей душевной близостью на долгие-долгие годы.

                            *   *   *                                                          *   *   *

         Баю-баю-баю-бай,                                      Баю-баю-баю-бай –            

         Спи, дочурка, засыпай,                              Моя радость, засыпай.

         Обезьянки и слоны                                     Будет чижик сладко спать,

         Тоже спать должны, должны.                   Будет глазки закрывать,

         Обезьянки и слоны                                     Будет глазки закрывать,

         Тоже спать должны.                                   Будет чижик спать.

      

                       *   *   *                                                           *   *   *

          Баю-бай, за рекой                                         Спит давно усатый котик, 

          Скрылось солнце на покой,                         Баюшки-баю.

          У Алешкиных ворот                                    Закрывает лапкой ротик,

          Зайки водят хоровод.                                   Баюшки-баю.

          Заиньки, заиньки,

          Не пора ли баиньки?                                    Спи и ты мой голубочек,

          Вам – под осинку,                                         Баюшки-баю.

          Алеше на перинку.                                        Мой котенок, мой сыночек,

          Баю-баю Лёшенька                                       Баюшки-баю.

          Засыпай скорешенько!

                              

Автор статьи воспитатель Кошевар М.Н. 

Детское экспериментирование как метод обучения.

Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать  обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С.Выготский.

При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н.Подъяков (1997) сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода приводятся многие доказательства.

1.                    Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.

2.                    В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства  объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более  сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.

3.                    Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

4.                    Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.

Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции.

 

Автор статьи воспитатель Буняк О.М.

Кризис детей 3 лет – это важный этап в становлении психического развития ребёнка.

На третьем году жизни у детей обычно проявляется кризис, который выражается в упрямстве, «скандальном» поведении и негативном отношении к взрослым. Часто родители в этот период могут слышать такую фразу: « Я сам!»

В чём  же суть этого кризиса, как  же он проявляется и чем же  можно помочь ребёнку…

Во-первых, хочется отметить, что это необходимый  этап в развитии ребёнка.  Так или иначе, все дети проходят через него. Кризисы помогают нам перейти на новую ступеньку развития. Кризис 3 лет – это важный этап в становлении психического развития ребёнка. Главное, чтобы ребёнок был уверен в том, что  как бы он себя ни вел, его всегда будут любить и никогда не бросят. Уважайте то мужество, которое требуется ребёнку, переживающему первый кризис самопознания. Относитесь с долей юмора и благоразумием.

Кризис может быть как ярко выраженным, так и слабо, но он обязательно должен наступить. Когда наступит – радуйтесь,- ваш ребёнок развивается нормально.

 Разберём основные симптомы кризиса – 3 лет.

1 Негативизм – это не просто  непослушание. При непослушании дети отказываются делать то, что не хотят делать. При негативизме дети отказываются делать даже то, что хотят делать (им важно сделать именно наперекор тому, потому что это было предложено  взрослым)

Пример негативизма: к мальчику  подходит взрослый и говорит, что у него новая машина. На что мальчик  возражает: «Нет, она не новая, а старая». Взрослый говорит: «Ну, хорошо, у тебя старая машина». Ребёнок отвечает: «Моя машина новая». Обратите внимание, мальчик знает понятия «новая и старая», он просто  хочет сказать наперекор взрослому. Негативизм адресован к человеку, а не к содержанию того, о чём ребёнка просят.

2.  Упрямство – это реакция ребёнка, настаивающего на чём-либо,  не потому,  что ему этого хочется, а потому, что он это потребовал. Упрямство отличается от настойчивости.

Пример настойчивости: ребёнку нравится кататься на велосипеде, и поэтому он отказывается от предложения мамы зайти домой.

Пример упрямства: мама зовёт гуляющего во дворе ребёнка домой, но он отказывается. Мама приводит ему разумные доводы,  но ребёнок всё равно отказывается идти по тому, что он уже отказался и ни за что не хочет от него отступать.                                                                                                              

3. Строптивость – это центральный симптом для «кризиса 3-х лет». Она безлична, не направлена  на взрослого, а направлена против норм поведения, установленных для ребенка. Т.е. ребёнок бунтует против того, с чем он имел дело раньше.

4 Своенравие - стремление к самостоятельности. Ребенок все хочет делать сам и отказывается от помощи взрослого.

5.  Деспотизм или ревность. Это двойственный симптом проявляется в различных семьях по-разному. В семье, где один ребенок, встречается деспотизм, когда у  малыша проявляется желание проявить деспотическую власть  к окружающим. Так, мама не должна уходить из дома, она должна сидеть в комнате, как он требует. Ему должны достать все, что он хочет.

В семье с несколькими детьми этот симптом называется – ревность. Проявляется по отношению к братьям и сёстрам. В основе этой ревности лежит то же стремление к господству и деспотизму.

Кризис проявляется как бунт против авторитарного воспитания: это как бы протест ребенка, требующего самостоятельности. Ребенок очень мал, а ему кажется, что говорить «нет» и быть личностью – это одно и тоже. Ребенок пытается проявить себя как личность.

Что же делать, как помочь ребенку и себе?

·       Предоставьте ребёнку самостоятельность. Пусть посильные дела делает сам.

·       Предусматривайте в своём расписании запас времени на самостоятельные попытки ребёнка сделать то, что вы собирались сделать сами.

Например: вы собрались в гости. Ребенок, говорит, что он хочет сам одеться. Мама нервничает, что мало времени и одевает сама. Итог – малыш в слезах  у мамы испорченное настроение.  Другой вариант: Предусмотрительная мама начала этот процесс на 10 минут раньше срока. В процессе одевания ребёнок говорит «Я сам!» и начинает пытаться одеваться самостоятельно. Мама отвечает: «Хорошо, одевайся». Далее мама не мешает ребёнку одеваться самостоятельно. В конце она ему поможет.

 Научитесь переключать внимание ребенка. Ребёнок начал капризничать, отвлеките его. Вместо того, чтобы сказать ребёнку: «Сейчас мы пойдём гулять», можно спросить: «Мы пойдём гулять на детскую площадку или в парк?». Негативизм ребёнка можно использовать в своих целях. Например, если вы хотите пойти с ребёнком в гости , то можно предложить ему остаться дома. Ребёнок, естественно, вам возразит и скажет: «Нет! Пойду с тобой!»

Если ребёнок начал истерику в людном месте (а дети любят работать на публику), то лучше всего его перенести в другое, менее людное место. Например, если ребёнок на детской площадке лёг на землю, и стучит кулаками (в истерике), то лучше его взять и перенести в сторону. Там его следует положить в такое же положение и подождать пока истерика закончится (если вы не будете реагировать на истерику, то она быстро закончится). Во время подобных истерик бесполезно что-либо объяснять ребёнку. Дождитесь окончания.

И в конце хочется сказать: «Любите ребёнка не за что-то, а просто так. Любите его всяким: и счастливым и заплаканным, и во время истерик и во время достижений, и настойчивым и упрямым. Любите его всегда. Пусть он это знает и видит».

 

Автор статьи воспитатель Буняк О.М.

    Игры с детьми младшего возраста для усвоения математических представлений.

«Разложи в коробки»

Цель:  учить детей различать и правильно называть круг и квадрат.

Ход игры:  на столе в беспорядке лежат круги и квадраты, а так же стоят две коробки. На одной коробке нарисован круг, на другой квадрат. Ребёнку предлагают разложить геометрические фигуры  в соответствии с фигурой, изображённой на коробке.

«Выбери из коробки»

Предложите ребёнку выбрать из коробки пуговицы только квадратной, круглой формы, а затем сравнить две группы пуговиц по  количеству.

«На, что похож предмет?»

Для того, чтобы смысл игры ребёнку был понятен, покажите иллюстрацию. Красный круг – помидор, жёлтый круг – солнце. Показать ребёнку зленный, синий, оранжевый круг и предложить подумать и сказать на, что похож круг   заданного  цвета.

«Отгадай, что я вижу?»

Взрослый выбирает глазами предмет круглой формы, находящийся в комнате и говорит: «Я вижу, оно круглое, называется цвет, место нахождения и т.д.»  Ребёнку предлагают найти данный  предмет.

«Чудесный мешочек»

Ребёнку предлагают на ощупь найти геометрическую фигуру  (в мешочке, или под полотенцем).

Во время прогулки и дома обращайте внимание детей на форму окружающих предметов и игрушек.

«Вверх по ступенькам»

Цель:  Сравнение предметов по высоте. 

Из строительного материала построить лесенку (из трёх кубиков разной величины).    Ребёнку предлагают поднять игрушку на верхнюю ступеньку, проговорить, где стоит игрушка, затем игрушку спускает на нижнюю ступеньку, проговаривает, где стоит игрушка. 

На прогулке   обратите внимание детей на высоту разных деревьев, предложите сравнивать высоту кустарников и деревьев.    

«Скажи наоборот»     

Цель сравнение предметов по  длине.     

Сравнение предметов и обозначение итога сравнения словами.

                      палка длинная, а карандаш……

                       юбка короткая, а платье…….

                      у мальчика волосы короткие, а у девочки….

Эту игру можно использовать при сравнении предметов по ширине и по высоте.

«Назови пропущенное слово»

Цель:  учить детей правильно называть временные отрезки (утро, вечер, день, ночь)

Взрослый начинает предложение, пропуская названия частей суток: Мы завтракаем утром, а обедаем…….

ты приходишь в детский сад……..

уходишь из д/сада…………

днём ты обедаешь, а ужинаешь?........

 

Дата последнего обновления страницы 14.08.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»